-
CNHTC
- CUMMINS Двигатели
-
Запчасти YUCHAI
-
Двигатели
-
Запчасти WEICHAI
-
Запчасти HINO
-
Запчасти ISUZU
-
Запчасти КамАЗ
-
Запчасти FOTON
-
Запчасти HANDE AXLE
-
Запчасти SINOTRAK (CNHTC)
- Запчасти YUTONG
-
Запчасти МАЗ
-
Запчасти УРАЛ
-
Запчасти ЯМЗ-534, ЯМЗ-536
-
Запчасти ЯМЗ-650, ЯМЗ-651
-
Запчасти ЯМЗ, ТМЗ (V-образные)
- Запчасти для ГБЦ Weichai
- ПТЗ
- Спецпредложение
-
Топливная аппаратура
- Запчасти на двигатель CUMMINS
- Аналоги
-
Фильтры
- Масляные картеры YUCHAI
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
На чтение
4 мин.
Просмотров
558
При подборе автомобиля, будь то новый или с пробегом, ключевым фактором для профессионалов в области грузоперевозок и логистических компаний является характеристика двигателя. В последнее время дизельные двигатели вышли на передний план как предпочтительный вариант для тяжелых транспортных средств и специализированной техники. Их основное преимущество – способность сокращать расход топлива на 30–35% по сравнению с их бензиновыми аналогами, а также благодаря мощному крутящему моменту с самого начала работы, что гарантирует впечатляющую тяговую способность сразу после старта. Дизельные двигатели получают высокую оценку и за их экологичность, обусловленную более эффективным сгоранием топливно-воздушной смеси, что приводит к уменьшению токсичности выхлопных газов.
Техническая сложность дизельных двигателей обусловлена интеграцией новейших компонентов и электронных систем, которые нацелены на минимизацию потребления топлива и повышение мощности без увеличения объема двигателя, а также на снижение уровня вредных выбросов. Две неизменные части этой конструкции — это блок цилиндров и его головка.
Что такое ГБЦ
ГБЦ (головка блока цилиндров), расположенная в верхней части двигателя, закрывает блок цилиндров и соединяется с ним с помощью болтов. Основной компонент ее конструкции — прокладка ГБЦ, задача которой — обеспечивать герметичность соединения. Любое нарушение этой герметичности может вызвать серьезные неисправности в работе двигателя, что делает продолжение движения транспортного средства невозможным. По этой причине к состоянию прокладки приковано особое внимание, так как она подвержена постоянному износу и риску выхода из строя. Наиболее эффективный способ обнаружить проблемы с прокладкой — это провести диагностику двигателя.
ГБЦ включает в себя множество деталей и механизмов, ответственных за формирование и подачу горючей смеси в камеры сгорания. Эффективность работы этих элементов напрямую влияет на соотношение топлива и воздуха, что критически важно для стабильной работы всего двигателя. ГБЦ обычно изготавливается из чугуна, а в зависимости от типа конструкции двигателя — будь то рядная или V-образная — может иметь одну или две головки блока цилиндров. Двигатели с W-образной конструкцией могут быть оснащены тремя ГБЦ. Несмотря на различия в количестве головок, базовые принципы функционирования и ключевые компоненты ГБЦ остаются неизменными.
Расположение
При открытии капота автомобиля первым делом в глаза бросается защитный кожух, который надежно скрывает двигатель от внешних воздействий. Под этой защитой находится крышка головки блока цилиндров (ГБЦ), играющая важную роль в защите внутренних компонентов силового агрегата. ГБЦ располагается прямо под крышкой, занимая ключевое место в верхней части двигателя, непосредственно над блоком цилиндров. Эта часть занимает значительную долю пространства под капотом и является центральным элементом в его конструкции.
Головка блока цилиндров крепится к основному блоку при помощи болтов или шпилек, обеспечивая надежную фиксацию и герметичность соединения. Внутри ГБЦ находятся критически важные элементы двигателя, такие как камера распределительного вала и сложно устроенный клапанный механизм с пружинами. Эти компоненты играют ключевую роль в обеспечении правильного воздушного потока и контроля за временем открытия и закрытия клапанов.
Дизельные двигатели отличаются от бензиновых особыми требованиями к устойчивости и прочности их компонентов. Одной из таких особенностей является необходимость использования усиленных впускных и выпускных клапанов. Высокое давление, создаваемое в цилиндрах дизельного двигателя, оказывает интенсивное воздействие на клапаны, требуя от них повышенной прочности и износостойкости. Распределительный вал, обычно размещаемый в верхней части ГБЦ, играет ключевую роль в управлении движением клапанов, тем самым регулируя впуск и выпуск топливно-воздушной смеси.
В передней части ГБЦ расположена шестерня привода газораспределительного механизма (ГРМ), которая устанавливается на оси распределительного вала. В зависимости от конструкции двигателя, привод ГРМ может быть реализован через цепь или ремень. Эта система отвечает за синхронизацию работы клапанов с поршнями двигателя, обеспечивая оптимальное сгорание топливно-воздушной смеси и эффективность работы всего двигателя.
Конструктивные особенности
Элементы, используемые в производстве головки блока цилиндров (ГБЦ) для дизельных двигателей, состоят из уникального сочетания качественного легированного чугуна, предназначенного для высокоспециализированных устройств. Этот материал выделяется благодаря своей высокой плотности, устойчивости к экстремальным температурам и превосходной прочности. Вес чугуна, превышающий вес алюминия, приводит к увеличению массы двигателя, что может отрицательно сказываться на динамических характеристиках техники.
В определенных проектах используют инновационный подход, комбинируя чугун с алюминием, чтобы объединить преимущества обоих материалов – теплопроводность алюминия и жаропрочность чугуна. Так, фундамент головки и выпускные клапаны изготавливают из чугуна, дополнительно обрабатывая их алюминиевым сплавом. Для дизельных двигателей большого объема часто выбирают головки блоков цилиндров, отлитые из чугуна, отличающиеся своей износостойкостью и надежностью. Эти головки функционируют в жестких условиях, и для усиления их долговечности используют метод запрессовки клапанных седел с применением жидкого азота для предварительного охлаждения. Клапанные втулки и вихревые камеры монтируются с особым учетом необходимого натяжения.
Клапаны играют важную роль в конструкции ГБЦ. Расположенные близко к цилиндрам, они обычно устанавливаются под углом. Если на каждый цилиндр приходится два клапана, то они устанавливаются линейно. В случае наличия четырех клапанов на цилиндр (два – для впуска и два – для выпуска), они размещаются в двух параллельных рядах. Шестерни, приводящие в действие газораспределительный механизм (ГРМ), будь то ременной или цепной привод, а также соответствующие успокоители, находятся в передней части ГБЦ. Эти элементы активируют газораспределительный механизм.
В верхней части ГБЦ располагаются сложные узлы под распределительные валы, включая их вкладыши. Непосредственно под распредвалом устанавливаются направляющие втулки клапанов, а выше располагаются шайбы и пружины, обеспечивающие поддержание клапанов в поднятом положении.
Индикаторы проблем с головкой блока цилиндров
Типичные проблемы, возникающие с головкой блока цилиндров, чаще всего связаны с изношенной или поврежденной прокладкой. Полная диагностика этих проблем требует детального осмотра двигателя, но существуют определенные явные признаки, которые могут указывать на наличие неполадок:
- наличие газов, вытекающих из-под головки блока цилиндров;
- регулярное повышение температуры двигателя;
- изменение окраски антифриза;
- выхлоп белого дыма из трубы;
- пузыри воздуха в расширительном бачке;
- значительное увеличение уровня масла в картере.
Стоит отметить, что эти признаки могут также свидетельствовать и о других проблемах в дизельном двигателе. В случае обнаружения одного или нескольких из этих признаков рекомендуется незамедлительно обратиться в автосервис для профессиональной диагностики.
Альтернативные проблемы
Определение ключевых неисправностей головки блока цилиндров без специализированных инструментов и оборудования может быть затруднительным. Однако при наличии соответствующего инструментария такая задача становится выполнимой.
Обычно при осмотре ГБЦ выявляются следующие виды проблем:
- Повреждения привалочной поверхности, что может быть результатом частого перегрева двигателя или использования некачественной охлаждающей жидкости. Ремонт включает в себя обработку поверхности и необходимость проверки системы охлаждения, а также замены охлаждающей жидкости.
- Трещины, которые могут возникать в результате ошибок при монтаже головки, неправильной затяжки болтов или из-за продолжительных перегревов двигателя. В случае значительных трещин часто требуется полная замена головки блока цилиндров.
- Износ направляющих втулок клапанов. Такой износ естественен со временем, но может ускоряться при использовании масла низкого качества.
- Износ клапанных седел, который может быть вызван использованием топлива низкого качества или высоким пробегом автомобиля.
Поломки ГБЦ могут возникать по множеству причин, однако важно регулярно контролировать уровень масла и антифриза, а также использовать качественное топливо для предотвращения возможных неисправностей.
Калибровка клапанов
Важность головки блока цилиндров (ГБЦ) в дизельных двигателях неоценима, особенно когда речь идет о регулировании потока топлива к камерам сгорания. ГБЦ не только способствует эффективному сгоранию смеси, но и контролирует потоки выхлопных газов, играя решающую роль в мощности и надежности двигателя. Помимо основных функций, ГБЦ также выполняет дополнительные, включая защиту двигателя с помощью верхней крышки. Настройка клапанов является одной из ключевых процедур в обслуживании ГБЦ, особенно учитывая, что компоненты двигателя могут расширяться при высоких рабочих температурах.
Такое расширение влечет за собой изменения в зазорах между распределительным валом и толкателями клапанов, что существенно влияет на работу двигателя. Наличие правильно установленного теплового зазора является критичным для обеспечения своевременного открытия и закрытия клапанов, а также для поддержания их герметичности в закрытом состоянии. Производители указывают рекомендуемые значения теплового зазора в инструкциях по эксплуатации автомобилей, а также дают советы по периодичности проведения обслуживания этих важных компонентов двигателя.