-
CUMMINS Двигатели
-
Shaanxi Fast Gear
-
Запчасти YUCHAI
-
Двигатели
-
Запчасти WEICHAI
-
Запчасти HINO
-
Запчасти ISUZU
-
Запчасти КамАЗ
-
Запчасти FOTON
-
Дизельный генератор (ДГУ) WEICHAI
-
Запчасти HANDE AXLE
-
Запчасти SINOTRAK (CNHTC)
-
Запчасти YUTONG
-
Запчасти МАЗ
-
Запчасти УРАЛ
-
Запчасти ЯМЗ-534, ЯМЗ-536
-
Запчасти ЯМЗ-650, ЯМЗ-651
-
Запчасти ЯМЗ, ТМЗ (V-образные)
-
Запчасти для ГБЦ Weichai
-
ПТЗ
-
Спецпредложение
-
Топливная аппаратура
-
Запчасти на двигатель CUMMINS
-
Аналоги
-
Фильтры
-
Запчасти на автобусы LOTOS
-
Компрессоры кондиционера
- Радиаторы
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.

На чтение
4 мин.

Просмотров
140
Содержание
- Основные задачи головки блока цилиндров
- Конструкция головки и её элементы
- Материалы, применяемые при производстве ГБЦ
- Виды головок блока цилиндров
- Наиболее частые неисправности ГБЦ
- Как определить неисправность
- Как правильно установить головку блока цилиндров
- Рекомендации по эксплуатации после замены
Головка блока цилиндров (ГБЦ) — это не просто часть двигателя. Это его важнейший элемент, который отвечает за формирование камеры сгорания, обеспечение подачи топлива и отведение отработанных газов. Она соединяет в себе множество процессов: от впуска воздушно-топливной смеси до герметизации и охлаждения. Именно поэтому её конструкция сложна, а к качеству изготовления предъявляются высокие требования.

Основные задачи головки блока цилиндров
ГБЦ одновременно выполняет несколько функций, без которых двигатель просто не сможет работать:
-
Формирует герметичную камеру сгорания;
-
Обеспечивает подачу топлива и воздуха;
-
Участвует в отводе выхлопных газов;
-
Поддерживает работу системы смазки и охлаждения;
-
Служит базой для крепления элементов газораспределительного механизма (клапанов, распредвала и пр.);
-
Обеспечивает точную работу форсунок (в дизеле) или свечей зажигания (в бензиновых моторах).
Даже незначительная неисправность в ГБЦ может привести к падению компрессии, перерасходу топлива, нарушению температурного режима и другим критичным сбоям.
Конструкция головки и её элементы
Хотя внешне ГБЦ может отличаться в зависимости от типа двигателя, её внутреннее устройство, как правило, включает:
-
Клапанный механизм: впускные и выпускные клапаны, седла, направляющие, пружины;
-
Каналы для охлаждения и смазки;
-
Места крепления коллекторов, ТНВД, свечей или форсунок;
-
Распределительный вал (в большинстве современных двигателей — в верхней части);
-
Крепёжные отверстия под шпильки и болты;
-
Дополнительно — датчики, компенсаторы, штанги или толкатели (зависит от конструкции).
Материалы, применяемые при производстве ГБЦ
Головка должна выдерживать постоянное воздействие высоких температур, давления и вибраций, поэтому для её изготовления используют только термостойкие материалы:
Чугун
Обладает высокой жаропрочностью, надёжен, но тяжёл. Часто применяется в дизельных установках, где критична прочность. Недостатки — большой вес и низкая теплопроводность.
Алюминиевый сплав
Быстро отводит тепло, меньше весит, дешевле в производстве. Основной выбор для бензиновых моторов. Минус — подвержен деформации при перегреве.
Композитные материалы
Современное решение, сочетающее в себе устойчивость к перегреву, вибрациям и агрессивной среде. Такие прокладки и элементы стоят дороже, но обеспечивают максимальную герметичность и ресурс.
Виды головок блока цилиндров

Классифицировать ГБЦ можно по нескольким критериям:
По расположению:
-
Общая для всех цилиндров — чаще всего в рядных моторах;
-
Раздельные головки — для каждой группы цилиндров, актуальны для V-образных и многорядных двигателей.
По размещению камеры сгорания:
-
В головке — при этом поршень плоский или с вытеснителем;
-
В поршне — сама головка имеет ровную поверхность;
-
Комбинированные — с элементами камеры в обоих компонентах.
По типу ГРМ:
-
С верхним расположением распредвала (OHC) — стандарт для современных ДВС;
-
С нижним валом — более старая компоновка с штангами и коромыслами;
-
Без газораспределительного механизма — редкие и специфические двигатели, чаще в спецтехнике.
Как работает головка блока цилиндров
Суть работы ГБЦ проста, но критически важна:
-
Через открытые клапаны в цилиндр поступает топливно-воздушная смесь;
-
Клапаны закрываются, начинается такт сжатия;
-
При достижении верхней точки — воспламенение;
-
Поршень движется вниз под давлением сгорания;
-
В открытый выпускной клапан отработанные газы покидают цилиндр.
Этот процесс повторяется на высоких оборотах тысячи раз в минуту, поэтому малейшие отклонения в работе ГБЦ приводят к заметным последствиям.
Наиболее частые неисправности ГБЦ
Вот с какими проблемами чаще всего сталкиваются владельцы автомобилей:
-
Недостаточная затяжка болтов головки — ведёт к потере герметичности и утечке ОЖ или масла;
-
Износ прокладки — один из самых распространённых случаев поломки;
-
Трещины — появляются из-за перегрева, особенно в алюминиевых моделях;
-
Износ клапанов — нарушается компрессия, двигатель «троит»;
-
Разрушение резьбы — ослабляет прижим, способствует утечкам;
-
Снижение давления в цилиндрах — мотор теряет мощность, увеличивается расход;
-
Разгерметизация каналов охлаждения и смазки — может вызвать перегрев и заклинивание.
Как определить неисправность
На наличие проблем с ГБЦ указывают:
-
Белый или сизый дым из выхлопной системы;
-
Стабильно растущая температура охлаждающей жидкости;
-
Подтёки масла или антифриза в районе соединения блока и головки;
-
Снижение компрессии;
-
Увеличение расхода топлива и масла;
-
Неустойчивые обороты, затруднённый запуск, «троение».
Как правильно установить головку блока цилиндров
-
Удалите остатки старой прокладки с поверхностей.
-
Уложите новую прокладку — однократного использования, желательно многослойную или композитную.
-
Установите головку на блок, соблюдая направляющие и соосность.
-
Используйте динамометрический ключ — каждый болт должен быть затянут с определённым усилием.
-
Соблюдайте последовательность затяжки — от центра к краям, в несколько подходов.
-
После сборки — проверка на герметичность и давление при запуске.
Рекомендации по эксплуатации после замены
-
Первые 300–500 км избегайте высоких нагрузок и оборотов.
-
Регулярно проверяйте уровень и цвет охлаждающей жидкости.
-
Контролируйте герметичность соединения и состояние прокладки.
-
После 100 км пробега — проверка затяжки болтов (если предусмотрено конструкцией).